Семинар по франчайзингу прошел в программе деловой части XVI Маргаритинской ярмарки в главном корпусе САФУ.

Под франчайзингом подразумевается вид рыночных отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнесса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

Модератор мероприятия - директор Архангельского тендерного центра Александр Мокеев рассказал об истории зарождения франчайзинга. В России франчайзинг появился с появлением на рынке бизнес-гигантов как Макдональдс, Columbia и др.

Как отметил спикер, в российском законодательстве понятия франчайзинга не существует и юридически достаточно не регламентируется. Отношения на российском рынке франшиз регулируются с помощью договора о коммерческой концессии (Ст. 54 Гражданского Кодекса РФ «О коммерческой концессии». В нем прописаны условия передачи прав от создателя бизнес-концепции к покупателю.

Среди видов оплаты франшизы существуют «роялти» - выплата за использование авторского плана и интеллектуальной собственности, оборудования, товарного знака, услуг маркетинга и обучения персонала и выплачивается регулярно, а также паушальный взнос – разовая плата за возможность вступить во франшизу.

Плюсами франчайзинга являются гарантированный стабильный объем продажи своей продукции; франчайзи не обременен расходами по устройству бизнеса и его раскрутки и минимизации рисков; использование проверенной бизнес идеи; возможность выбора отрасли и доступа к постоянно обновляемой базе знаний франчайзера.

Среди основных минусов спикер выделил использование строгих правил и ограничений, установленных франчайзером, вплоть до длины столов и цвета стен; закупка сырья и продукции у поставщиков, назначенных франчайзером и оплата централизованных маркетинговых и рекламных компаний, которые могут способствовать не слишком эффективной трате средств. Главным минусом является и такой момент: если франчайзер прекращает свою работу, все остальные франчайзи, независимо от дохода и успешности бизнеса должны прекратить свою работу. Самостоятельно и легально выйти из бизнеса можно, если это обговорено в контракте с франчайзером.

Особое внимание Александр Мокеев уделил вопросу создания собственной франшизы. На конкретных примерах спикер объяснил, что входит во франшизу и какие затраты необходимо включить. Развить бизнес можно при условии эффективной успешно - рабочей модели бизнеса с несколькими точками, клиентской базой и перспективами для развития. Важным составляющим является наличие франчайзингового пакета, в котором прописаны финансы, закупки, процессы, реклама и персонал, а также бизнес - бук, в котором прописан подробный план ведения и поддержки бизнеса на местах.

Для тех, кто хочет найти свою франшизу, но не знает где, спикер привел несколько проверенных сайтов: http://franshiza.ru/https://www.beboss.ru/ ; https://topfranchise.ru/catalog/;http://myfranch.ru/franshizy/.

Во второй части семинара предприниматель Надежда Короткова поделится своим опытом в развитии бизнеса по франчайзинговой модели. По франшизе она успешно внедрила в архангельский бизнес интеллектуальную игру «Мозгобойня», которая еженедельно собирает сотни участников.

Пресс-служба «Корпорации развития Архангельской области»